Содержание

Введение 1.

Введение 2.

1. Урок.

2. Урок.

3. Урок.

4. Урок.

5. Урок.

6. Урок.

7. Урок.

8. Урок.

В конце.

Бинарный урок география - экология.

7 класс

Заозерный архитектурно-художественный лицей г. Томска.

Учитель географии Кривошеина Екатерина Николаевна

Учитель экологии Макаревич Антонина Александровна.

Тема ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ЭКОЛОГИЯ МАТЕРИКА АФРИКА.

24 ноября 7-6 класс количество учащихся - 29 человек.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Раскрыть понятие природной зоны.

2) Показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе.

3) Конкретизация экологических знаний, формирование у ребят убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

ТИП УРОКА: Интегрированный на стыке наук географии, экологии и

биологии.

По географии - сообщение нового материала.

По экологии - урок обобщающего повторения на основе географических знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1)Физическая карта мира.

2) Карта природных зон.

3) Картины "В бассейне реки Конго", "Саванна во влажный период", "Саванна в сухой период".

4) Четыре видеофрагмента из сериала "Необузданная Африка".

УРОК 1.

Урок начинается с оргмомента: учитель знакомит ребят с целями урока, готовят тетради, готовят атласы.

ГЕОГРАФ. Африка красивый и загадочный материк. Какая же она Африка?

1-й видеофрагмент из мультфильма "Король Лев" 2 мин. (Панорама Африки и весь животный мир материка). Сегодня, ребята, мы знакомимся с природными зонами Африки: влажными экваториальными лесами и саваннами. Но прежде чем рассматривать эти зоны, давайте выясним, что же такое природная зона. В шестом классе мы с вами изучали природный комплекс. Вспомним, что это такое?

Природный комплекс ў это участок земной поверхности, где все компоненты природы (рельеф, климат, воды, почвы, растения и животные) взаимодействуют друг с другом.

Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общими температурными условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром.

ВОПРОС. По атласу назвать природные зоны Африки. Почему, ребята существует такое многообразие природных зон?

Конечно, главная причина образования природных зон - это климат.

1. Так, если много тепла и влаги, образуется зона экваториальных лесов.

2. Если же температуры высокие, а осадков мало, то формируется зона тропических пустынь.

Названия природные зоны получили по характеру растительности.

1. ЗОНА ВЛАЖНЫХ ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ. ГИЛЕЯ.

Гилея с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.

ВОПРОС классу: Каковы климатические условия этой природной зоны?

Зная географическое положение природной зоны, и сопоставив климатическую карту, дети отвечают, что среднемесячная температура воздуха и зимой и летом равна + 24 градуса. Количество осадков превышает 2000 мм в год и равномерно распределяется в течение года. Здесь "вечное лето".

ПОЧВЫ. В экваториальном лесу благоприятные условия для жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов, что особенно важно для почвообразования. Для полного разложения растительных и животных остатков необходимо много тепла, влаги и кислорода. Всего этого в экваториальном лесу достаточно и поэтому органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются в ней. Эти питательные элементы растения быстро поглощают, поэтому большая часть питательных веществ находится в составе растительного покрова.

ЭКОЛОГ. ПОЧВА, КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ.

1. К какой оболочке земли относятся почвы? ( Это литосфера ў каменная оболочка. Почва - живая оболочка Земли.)

2. Многие ли организмы могут найти в ней среду обитания? (бактерии, черви, насекомые, грызуны и др.)

3. Вспомнить опыт микробиологов. (В 1 гр. Почвы экваториального леса находится примерно 3000000 бактерий).

4. Как называются обитатели почвы? (эдафобионты)

5. Как используют эдафобионты почву? (Живут, размножаются, питаются)

6. Как питаются? (Перерабатывают растительный опад леса)

7. Почвы экваториального леса красно-желтые ферраллитные. Они сильно обеднены питательными веществами. Что же является природным хранителем почвенного плодородия? (Гумус)

Гумус ў это законсервированное, неразложившееся органическое вещество. В зоне, где много тепла, влаги, кислорода, много ли может накопиться гумуса?

Почему его так мало? (Дети отвечают).

Как уже было отмечено, все питательные вещества закреплены в растительности.

ГЕОГРАФ. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ.

Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию густой вечнозеленой древесной растительности. Экваториальные леса растут в несколько ярусов.

Верхний ярус (высота 35-50 м) составляет сейба. Диаметр ее ствола достигает двух метров, а широкие дисковые корни поднимаются до высоты 4 м. (Ребята, зачем дереву такие мощные корни, как вы думаете?)

В среднем ярусе растут различные пальмы.

1.Масличная, из ее плодов получают пальмовое масло.

2.Пальма рафия, к которой африканцы относятся особенно трогательно. Секрет такого отношения в 10-12 метровых листьях. Пигмеи покрывают ими свои хижины, из их волокон плетут ткани, шляпы, корзины. Секрет их плетения ў от тончайших как шпагат до толстостенных, как удав, - передается по наследству.

3. Эбеновое дерево, которое тонет в воде. Цвет его древесины черный, бурый или зеленый. Цвет будет зависеть от особых микробиологических процессов в почве. Древесина его очень прочная и гибкая, из нее делают мебель.

В нижнем ярусе растут фикусы, бананы. Эта многолетняя трава вырастает в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев. Ствол у них внутри полый как у травы. Солнечный свет не может проникнуть через толщину зелени и в таком лесу почти нет обычной травы и кустарников.

Во влажном экваториальном лесу растут не только самые высокие, но и самые длинные растения ў это лианы. Их длина достигает более 100 м. Лианы удерживаются на других растениях с помощью цепляющихся побегов, шипов, колючек или усиков. Лианы переплетают стволы деревьев, высоко взбираются на них и оттуда свисают гирляндами, делая лесную чащу непроходимой. Особая группа - это растения-паразиты, которые высасывают питательные вещества из других растений. Одно из них раффлезия. Оно присасывается к корням деревьев.

Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листья не сразу, а постепенно.

ЭКОЛОГ. Экваториальный лес - уникальная среда обитания для многих живых существ. Только древесных форм насчитывается до 3000 видов, не считая кустарники, лианы и травы.

1. Какие типы биотических связей возникают между растениями в таком

густом лесу? ОТВЕТ: а) конкуренция - за свет, минеральные вещества.

Б) хищничество - насекомоядные растения.

В) паразитизм - раффлезия на лиане циссус.

Г) взаимовыгодные (симбиоз) - эпифиты.

2. Почему вечнозеленые леса неравномерно сбрасывают листья? (Погодно- климатические условия, нет периода покоя).

ЭКОЛОГ. Ярусность у растений создает пространственные ниши, которые

помогают огромному разнообразию животных найти свою среду обитания. В верхних ярусах, где сосредоточена вся зелень, где много цветов, плодов и семян, соответственно, много и потребителей. Кто же потребляет эту продукцию? Это насекомые, птицы, обезьяны, грызуны и т. д. В нижнем ярусе леса встречаются пасущиеся виды и виды собиратели. Это мелкий африканский оленек, кистеухие свиньи, родственники жирафа-окапи. В переувлажненном лесу, у берегов водоемов встречаются редчайшие животные на Земле ў карликовый бегемот, ростом всего 80 см. Здесь нет крупных хищников. Самый крупный из них - леопард, который стережет свою жертву на ветках деревьев в зарослях или у нор.

ВОПРОСЫ к классу.

1. Почему среди животных экваториального леса так мало крупных видов?

2. Почему выгодно быть маленьким?

3. Какие приспособления (адаптации) выработали животные к таким условиям среды обитания?

4. К чему может привести вырубка экваториального леса?

СООБЩЕНИЕ. ВЫРУБКА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ.

Ученик. Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли, Они играют особую роль. Эти "зеленые легкие" Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Рост содержания углекислого газа в атмосфере в результате вырубки лесов уже через 40 лет может привести, как считают некоторые ученые, к повышению средней температуры в мировых масштабах на 2 градуса Цельсия, что усилит возможность таяния обоих полярных шапок - Антарктиды и Северного Ледовитого океана. Это в свою очередь, грозит затоплением миллионов гектаров низинных земель во всем мире. Кроме того, лес играет еще одну важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров - нарушится сезонный цикл дожей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 млн. гектаров джунглей - площадь, равная четырем Бельгиям.

Ряд африканских стран уже осознали всю серьезность последствий столь интенсивной вырубки лесов. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государствах Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

ЭКОЛОГ. Сведение больших площадей экваториального леса влечет за собой глобальные последствия. Гилея поставляет треть общего объема кислорода в атмосферу Земли. Она концентрирует в зоне экватора огромное разнообразие растительных и животных форм жизни, что обеспечивает устойчивость биосферы в целом. Гилея удерживает и сохраняет бедные и неустойчивые почвы. При сведении последней почвы полностью разрушаются, превращаясь в пустыню. Гилея очень богатая и, в то же время, очень хрупкая экосистема планеты. Вмешательство человека должно быть очень продуманным и ограниченным.

ГЕОГРАФ. Итак, ребята, мы рассмотрели с вами влажные экваториальные леса, а сейчас проведем викторину и посмотрим, как мы усвоили эту тему.

ВИКТОРИНА.

1. Как темные погреба или подземные пещеры, бедны светом эти леса. Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи! Кроме того, ночью над лесом часто собираются тяжелые грозовые облака и дождь, как сорвавшийся с цепи бешеный зверь, низвергается на землю.

2. Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это?

3. Часто название мое зависит от цвета. Что я есть, как зовусь в экваториальных лесах Африка?

4. Жесткие, плотные, блестящие, как бы лакированные. Что это и почему?

5. Обнимая хозяина, вьюсь,

Лезу вверх, высоты не боюсь,

И, с хозяином так обнимаясь,

Я все выше и выше взбираюсь,

Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать...

Кто я есть? Попытайся, знаток, угадать...

6. Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву?

7. У меня черная или темно-зеленая древесина, а делают из меня дорогую мебель. Как я зовусь?

8. Как называются обитатели среды, в которой минерализуется весь опад экваториального леса?

9. Что является природным хранителем плодородия почвы и как много его в экваториальном поясе Земли?

10. Карликовый бегемот - символ животного мира экваториального леса. Какие преимущества дает ему маленький рост?

УРОК 2.

ПРИРОДНАЯ ЗОНА САВАНН.

ГЕОГРАФ. Мы продолжаем изучать природные зоны Африки. И сейчас познакомимся с природной зоной Саванн.

Название "саванна" происходит от испанского слова "сабана", что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду саванна - это высокотравная степь. Она занимает 40% площади материка. Зона саванн, словно гигантской подковой огибает африканский дождевой лес.

ВИДЕОФРАГМЕНТ. (Общий вид саванны)

ВОПРОСЫ КЛАССУ.

1. В пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона?

(Субэкваториальный)

2. Расскажите о климате субэкваториального климатического пояса.

Господствуют тропические воздушные массы зимой, летом экваториальные воздушные массы. Температура января - +16 град., температура июля - +28 град. Осадки выпадают по сезонам года: летом - много, зимой - мало. Основная черта природы саванн - ярко выраженная сезонность. В сухой сезон ветер приносит песчаную пыль, высушивает почву. Травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сухой сезон в саванне часты пожары.

ВИДЕОФРАГМЕНТ. (Пожар в саванне).

ЭКОЛОГ. Пожары в сухой период бывают не часто. Диктор указал главные причины возгорания. Какие они? (Солнце, молнии, человек пускает пал, прогоняя хищников от селений).

Какие экологические факторы задействованы при пожаре? Абиотические - солнце и молнии. Антропогенные - человеческая деятельность.

Какие последствия наблюдаются после пожаров в саванне? Ответы учащихся по фильму.

Какие растения восстанавливаются, а какие нет? Ответы учащихся по фильму.

За счет чего идет восстановление гари? Ответ учащихся по фильму.

Пожар - страшное бедствие, которое несет гибель многим видам. К какому типу факторов его можно отнести? (Летальный - несущий смерть живому.)

На видеофрагменте мы видели животных, которые спасаются от пожара. Каким способом они спасаются? (Бегством)

Главное назначение жизни? (Выжить и оставить после себя потомство)

Какие животные живут в саванне и как они приспосабливаются к сухому сезону?

ВИДЕОФРАГМЕНТ "Антилопы Гну на водопое". (Беседа по видеофрагменту).

ЭКОЛОГ. Во время пожара тысячные стада антилоп Гну толпятся у мелких речушек, где их подстерегают крокодилы.

1. Что заставляет антилоп идти на опасность? (борьба за жизнь, жизненная необходимость)

2. Какие взаимоотношения возникают между антилопой и крокодилом? (биотические, хищничество)

3. Какие приспособления возникают у хищника и его жертвы на разных уровнях, чтобы выжить в борьбе за существование? (Форма тела, защитная окраска, поведенческие приспособления и т. д.)

Все перечисленные в видеофрагменте животные саванн имеют крупные размеры. Разнообразие крупных животных - главная черта животного мира саванн.

4. Как животные приспосабливаются к открытому пространству?

5. Способна ли саванна всех обеспечить пищей?

6. Дать сравнение саванны с гилеей.

ГЕОГРАФ. К сухому периоду приспосабливаются и растения:

1. Зонтичные акации. Под ними нет тени, т. к. листья мелкие и повернутые ребром к солнцу.

2. Баобаб - самое удивительное дерево в саванне. Деревья достигают в высоту 25 метров. Ствол очень толстый. В обхвате достигает 45 метров. Верхушки такого ствола венчают распростертые во все стороны крупные ветви. Образуя крону до 50 метров в диаметре. У африканцев существует такая легенда: "Творец (бог), создав это дерево, посадил его во влажной почве у реки. Баобаб стал жаловаться на сырость. Тогда Творец пересадил его на склон горы, но и здесь дереву было неуютно. Рассердившись, Творец вырвал его из земли и бросил, оно упало на сухую землю саванны и, с тех пор растет вверх корнями" Живут баобабы до 4000 - 5000 лет. К засушливому сезону баобабы накапливают влагу до 120 литров, т. к. древесина баобаба очень пористая и мягкая. Но его древесина не стойкая и очень часто поражается различными грибками и вредителями, загнивает. В ней образуются дупла различных размеров. Были найдены баобабы, в дуплах которых можно одновременно разместить сразу 30 человек. Своеобразно умирают баобабы.

Они постепенно оседают и распадаются на волокна, которые образуют на поверхности земли холм.

3. Большие пространства саванны занимает слоновая трава - многолетнее травяное растение семейства злаковых. Высотой 3-5 метров, она иногда достигает и 8 метров. В начале дождевого сезона ее сочные молодые побеги и листья служат хорошим кормом для всех травоядных животных. В сухой период, когда погибают и выжигаются солнцем травы, листья и стебли слоновой травы поедают только слоны. Отсюда и происходит ее название.

ПОЧВЫ. В саваннах преобладают красно-бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве. Толщина плодородного слоя достигает 30 см.

ВИДЕОФРАГМЕНТ. "Термиты и термитники". Беседа по просмотренному фильму.

ГЕОГРАФ. В заключении, ребята, мы проверим, как вы усвоили материал по теме "Саванны Африки". В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

ДНЕВНИК НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ПУТЕШЕСТВИЯ. "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САВАННЕ".

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара.

Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Танганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки.

Наверх страницы