Интегрированная образовательная технология: содержание, методика проведения бинарных уроков
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Игорь Павлович Волков - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ г.Реутов Московской области). В структуру педагогической технологии входят:
- Концептуальная основа. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, краткое описание руководящих целей.
- Содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
- Процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практика, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного трудового педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии нам наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Не всегда на уроках географии мы можем грамотно объяснить те или иные химические и физические процессы, поэтому присутствие на уроке второго учителя предметника помогает детям лучше увидеть межпредметные связи, а следовательно, сформировать у учащихся целостной системы естественного представления об окружающем мире.
Интегрированная образовательная модель предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Разработаны интегрированные бинарные уроки, в основу которых положены разные технологии:
- Размещение предприятий на территории Западно-Сибирского региона - 9 класс, деловая игра (игровые технологии), учитель географии Кривошеина Е.Н. и экологии Макаревич А.А.
- Природные зоны и экология материка Африка (Технология традиционного обучения), учителя географии Кривошеина Е.Н. и экологии Макаревич А.А.
- Климатические пояса Евразии и адаптации организмов - 7 класс (технология полного усвоения знаний), учителя географии Кривошеина Е.Н. и экологии Макаревич А.А.
- Влияние температуры и ветра на состояние окружающей среды г.Томска- 6 класс (проектная технология), учителя математики Ташлыкова Н.Ф. и географии Мартынова М.В.
- Геометрия вокруг нас - 7 класс (технология формирования научно-исследовательских процедур, развитие нового проблемного видения), учителя математики Ташлыкова Н.Ф. и географии Мартынова М.В.
- Лесной биоценоз и птицы леса (технология укрупнения дидактических единиц), учителя биологии Зябрева В.Ф. и экологии Макаревич А.А.
- Живая вода (технология опережающего получения знаний), учителя Банционова Л.М. и Макаревич А.А.
- Урбанизация. Проблемы. - 10 класс (проектная технология), учителя географии Кривошеина Е.Н. и экологии Макаревич А.А.
- Тропические пустыни. Сахара, (технология: интегрированная образовательная модель), учителя географии Мартынова М.Ф. и физики , Буркова Т.Д.
Таким образом, в каждой из приведенных технологий есть свои несомненные преимущества. Объединение в интегрированную образовательную модель прежде всего дает целостность и неразрывность содержания учебного материала за все время обучения конкретному предмету, а также взаимосвязь между всеми предметами естественнонаучного цикла.
В течение учебного года наше МО работает над конкретной темой, результатом этой работы является методическое пособие, которое мы делаем в конце учебного года.
- Интегрированная образовательная модель естественного научного цикла;
- Методика проведения бинарных уроков, сюда войдут:
- Все уроки бинарные;
- Экспертиза урока как она делается и составляется экспертная карта
- Все доклады и материалы сегодняшнего семинара
Одной из задач интегрированного образования является расширение содержания естественнонаучного образования.
|