Начальная страница  |   Введение   |   Раздел 1   |   Раздел 2   |   Раздел 3   |   Заключение   |   Литература
  
   Назад      Вперед   
  

Актуальность проблемы

Испокон веков изучение природы было фундаментом практической деятельности человека, опытной и идейной базой мировоззрения. Отношение к природе, понимание ее места в мироздании, всегда были пробным камнем любой цивилизации, ядром научных и философских систем, социальных и политических программ. Однако сложившаяся за долгие годы система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных знаний, которые формируются различными предметами естественнонаучного цикла. Таким образом, общий объект Природа и Человек остается расчлененным между отдельными дисциплинами. Так как частные науки изучают окружающий мир под своим углом зрения, необходимо объединять эти взгляды, т.е. формировать целостное восприятие мира.

География интегральна по своей сути и, по выражению И.Канта, - наука особая, ее нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. В отличие от науки хронологической (т.е. временной - истории), география - наука хорологическая (т.е. пространственная). Этим она уникальна и отличается от всех других дисциплин. Область географического знания комплексна. Для нее существенной является изучение триединства природы, общества и хозяйства, их взаимовлияния, прогноз согласованного развития как в локальном, региональном, так и в глобальном масштабе. Задача географа, как ее изящно определил еще Страбон, - "Изучение искусства жить" - приобрела ныне невиданную в прошлом остроту.

Недоучет значимости географических знаний и, как следствие, географическая необразованность, именно они являются первопричиной нарушения равновесия в среде обитания людей, просчетов в реализации крупных природопреобразовательных проектов, в решении экологических проблем, являющихся по сути своей географическими.

Ныне со все большей тревогой говорят о судьбе человечества, о перспективе развития цивилизации, о необходимости изменения отношения к природному окружению. Осознается необходимость перехода от потребительского отношения к природе к коэволюции, т.е. совместному гармоничному развитию природы и общества. Однако гармонизация природохозяйственных отношений не сформируется сама собой. Необходимо экологическое воспитание и образование на основе интеграции наук, ведущая роль, в которых принадлежит географии.

Образование, основанное на интеграции различных предметов формирует не отвлеченные знания по отдельным предметам, а целостные, мировоззренческие, учит видеть все явление жизни в их глубинной взаимосвязи. А значит ребенок учится адекватно ориентироваться в окружающем мире и принимать в последствии решения "умные", а не "безумные". Ведь география, как учебная дисциплина стремится не только к объемному изображению мира, но и созданию эскизов будущего. (Сухоруков В.Д. Географическое пространство и человеческое общество. // География в школе. - 1995 - N 6)

  
 
Наверх страницы