На главную


Раздел 5:  "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"

Тема: "ОХРАНА ВЫМИРАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ". Урок 2

 

Цель: дать детям представление о необходимости усилий по охране животных, убедить в важности этого дела.

 

Ход урока

 

Вхождение в тему

Задача: эмоциональное воздействие, мотивация.

Краткое повторение. Вопросы учителя:

-          Каких домашних животных вы знаете?

-          С какой целью человек одомашнил этих животных?

-          К чему стремится человек, выводя новые породы коров?

-          Хорошо было бы вывести мясную породу коров размером со слона?

Примерные ответы:

-          Кошка, собака, корова, овца, коза, лошадь, домашние птицы: куры, утки, гуси и т.д.;

-          Человек хотел получать (и получает) от домашних животных продукты питания: мясо, молоко, яйца; материалы для одежды и других нужд: шерсть, кожу, перо; лошадь перевозит грузы и т.д. ;

-          Новые породы коров должны быть более устойчивы к болезням, давать как можно больше молока или как можно больше мяса хорошего качества;

-          Хорошо, но она слишком много бы ела.

По последнему вопросу можно подвести детей к дискуссии:

-          А если это будет морская корова? Ведь в море достаточно пищи даже для китов, а они намного больше слона (в 25 раз). Давайте пофантазируем, как бы выглядела ферма по разведению морских коров

(Использование иллюстрации из альбома "Они должны жить. Млекопитающие". М., 1983. С. 2-3 )

 

В 1741 году экспедиция Витуса Беринга открыла, что такие коровы водятся у восточных берегов нашей страны, у островов в Тихом океане (стеллеровы острова). А через 30 лет их не стало.

И мы никогда не сможем устроить такую ферму. Человек убил всех стеллеровых коров. Их не осталось ни одной, нигде на Земле.

Разрушить, убить человек смог, а вот создать заново, сделать так, чтобы снова появились у островов эти добрые и доверчивые животные, человек не может.

 

Факторы, влияющие на изменение численности животных

 

Задача: дать представление о причинах, по которым огромное количество видов животных находится под угрозой вымирания.

 

1. Неумеренная, бесконтрольная охота

Посмотрите на это животное (белый медведь). Может ли человек как-то использовать это животное? (Для демонстрации подойдут кадры диафильма, иллюстрации "Они должны жить" (стр. 22) или записи песни из мультфильма "Умка"). Совсем не так давно, в XX веке, ежегодно убивали до 2000 белых медведей. Может, так и нужно, это же хищник, он может быть опасен для человека? Как по-вашему, если животное не дает человеку молоко, мясо, шерсть, яйца, то нужно ли о нем заботиться (или хотя бы не мешать ему жить)? Не считаете ли Вы, что есть бесполезные, вредные, лишние животные, которые должны просто исчезнуть с нашей планеты?

 

Примерные ответы и вывод: мы пока не знаем, чем нам может быть полезен белый медведь, но убивать и допустить его вымирание мы не имеем права. Ведь воссоздать это животное снова мы не сможем. Белый медведь имеет такое же право жить на нашей планете, как и мы.

В настоящее время охота на белого медведя запрещена, этих зверей стало чуть побольше, но угроза вымирания ещё сохраняется. Этот вид внесён в Красную Книгу.

Кроме белого медведя, из-за неумеренной охоты под угрозой оказались и многие другие животные: зубр, пятнистый олень, многие виды тюленей, диких кошек (например, амурский тигр), бобры, выхухоль, разные виды китов и т.д. В Томской области - бобр.

 

2. Изменение среды обитания.

Вот ещё один хищник - скопа (Изображение на большой иллюстрации или в учебнике). На эту птицу (как и на других хищников) люди также неумеренно охотились, так как хищные птицы считались вредными. Сейчас люди поняли, что, во-первых, хищники нужны природе. Во-вторых, все виды имеют право на жизнь.

Охота на эту птицу запрещена и по всей стране, и у нас, в Томской области. И всё равно количество птиц продолжает сокращаться.

- Почему же? Дети предлагают свои версии (враги, болезни и т.д.)

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, где и как живёт скопа. Живёт она по берегам водоёмов, питается рыбой (при недостатке рыбы может съесть и лягушку, и мышку). Гнёзда устраивает на высоких сухих деревьях по берегам водоёмов.

Как человек может навредить этой птице, даже не желая убить её?

-          отравить воду в реке (например, сбрасывать в саму реку или ее притоки неочищенные сточные воды предприятий), это вызовет накопление ядовитых веществ в организмах рыб и питающихся рыбой птиц, что, в свою очередь, порождает дефекты яиц и появляющихся из них птенцов;

-          рубка леса по берегам рек, а, значит, уничтожение мест гнездования;

-          шум (от лесорубов, охотников, рыбаков), вызывающий у птиц беспокойство, и, как следствие, дефекты яиц и гибель птенцов. ( Скопа чувствительна к фактору беспокойства).

Вывод: человек не охотился на скопу, но он изменил среду её обитания, а птица не может жить в изменённой среде и погибает.

 

От изменения среды обитания страдает гораздо больше животных, чем от прямого отстрела и охоты. К примеру, осетра в Оби стало намного меньше не столько из-за неумеренного отлова, сколько из-за постройки плотины Новосибирской ГЭС, которая отрезала рыбе путь к местам нереста и зимовки.

Выхухоль, как все животные, живущие у воды, любит чистую воду, заросшие берега, постоянный уровень воды. Человек рубит лес - падает уровень воды - промерзают или высыхают водоёмы. При выпасе скота вытаптываются берега. Для оживления урока можно использовать мелкие иллюстрации из книги "Они должны жить. Птицы", стр. 58-59.

 

1.                       Ввоз животных из других районов земного шара.

 

Посмотрите на эту удивительную птицу - такахе. Живёт она в Новой Зеландии. Люди считали её совсем вымершей, но неожиданно нашли горную долину, где живёт несколько сотен этих птиц. На них не охотятся, посещение долины запрещено. Однако, птица всё равно под угрозой. Что же ей грозит?

Такахе не умеет летать. Не научилась, так как было незачем. В Новой Зеландии мало хищников, которые охотятся на такахе. Но человек завёз на острова горностая и других хищников, которые разоряют гнёзда и нападают на взрослых птиц. Как теперь спастись нелетающей и неуклюжей по сравнению с горностаем птице? Подобных примеров можно привести много (гавайская казарка, птицы Маврикия, кенгуру ). Особенно запоминается детям рассказ о том, как завезенные в Австралию кролики размножились так, что стали настоящим бедствием для населения.

 

4. Меры по спасению вымирающих животных.

Задача: Познакомить с мерами по охране животных.

 

Итак, что же делать, чтобы не исчезли с лица земли такахе, скопа, зубры и бизоны, бобры и выхухоль, соболя, осётры и хариусы, львы и антилопы?

а) Очень эффективным средством является организация заповедников. Вместе с детьми можно попытаться вспомнить о Беловежской Пуще, обсудить смысл слов "заповедник", "заказник", как они их понимают. Используя изображения животных, учитель рассказывает о крупных заповедниках:

Беловежская Пуща - зубр;

Воронежский заповедник - бобры;

Баргузинский заповедник - соболь;

Йеллоустонский национальный парк (США) - бизоны;

Таганский и Малобрагинский заказники - выхухоль (Том. Область);

Четыре бобровых заказника в Томской области.

Основная задача заповедников - сохранение образцов типичных или редких участков природы со всеми видами растений и животных, населяющих их.

 

б) Разведение в зоопарках с последующим возвращением в места обитания (розовые голуби -Маврикий - такахе, ай-ай- Мадагаскар).

в) Просветительская работа среди населения. Примером такой работы является создание списка исчезающих, нуждающихся в охране животных, который назвали "Красная книга". Каждый человек должен знать хотя бы об одном редком или вымирающем виде, живущем в его регионе.

 

Контрольные вопросы

 

- Надо ли защищать и охранять таких животных, как гадюка (её в Томской области становится всё меньше)? Южно-американского ленивца?

1)          конечно. Все виды животных имеют право на жизнь;

2)          ещё неизвестно, какая польза может быть человеку в будущем; гадюк раньше истребляли, а теперь узнали, что змеиный яд используется для приготовления лекарств;

- По каким причинам животное может оказаться под угрозой вымирания?

- Что может предпринять человек, чтобы сберечь исчезающих животных?

 

Домашнее задание

 

Подготовить листок для Красной Книги: рисунок животного, его название, причины сокращения численности.