На главную


Раздел 3 "РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ"

Тема "РАСТЕНИЯ ЛУГОВ И БОЛОТ". Урок 5

 

Цель: Знакомить учащихся с растениями лугов и болот и их особенностями. Развивать наблюдательность, любовь к природе.

Задача: Показать особенности растений, которые растут на лугах и болотах.

Ход урока

Погружение в урок

1. Сообщение плана работы

1.      Знакомство с таблицей

луг

болото

Кусты: смородина, шиповник

Нет деревьев

Клевер, мышиный горошек, хвощ,

тимофеевка, лютик, ромашка, гвоздика, вьюнок

 

Кустики: багульник

Есть низкие деревья

голубика

клюква

мох

 

Таблица заполняется в течение урока.

2.      Словарь

ЗАЛИВНОЙ ЛУГ - расположенный рядом с рекой, весной вода заливает

землю, почва плодородная.

СЕНОКОС - косьба травы на сено.

ПАСТБИЩЕ - место для выгула скота.

СКОТ - домашние животные: коровы, овцы, козы и т.д.

 

Работа над темой урока

1.      Работа по книге

Зачитывается отрывок из книги Б.Вовка "Где, где, цветок, живешь?"

Вопрос детям: "Где растут цветы?" (лес, поле, луг, горы и т.д.).

Сегодня мы поговорим о растениях луга и болота, но сначала разберем значение слов, которые нам встретятся. Из учебника (с.47) нужно выписать названия растений.

Зачитывается стихотворение Г.Лагздынь "Что растет", организовывается работа по прочитанному.

На лугу растет: ромашка, лютик едкий, клевер-кашка!

-Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ - как елка.

-А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожники, вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

-          Почему цветы красивые и душистые? (Цветы растут вовсе не для людей. Яркие цветы необходимы для того, чтобы привлекать к себе живые существа.

-          Кого? (насекомых).

-          Зачем? (опылять). Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой.

-          А зачем насекомым нужно искать ароматные, вкусные цветы, садиться на них? (цветы не просто приманивают, но и кормят: одних насекомых - соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем, и другим). Бывают такие, которым нравятся одни цветы, а другие совсем не нравятся.

Пример : Шмель или пчела на ландыш не сядет. Зато комару это и стол, и дом. "Львиный зев" мелкие насекомые облетают стороной: им в цветок не забраться, сил не хватает, а пчела или шмель упрётся спиной в верхнюю часть цветка, отогнёт лапками нижнюю и заберётся внутрь. Вот такое содружество у цветов и насекомых.

Кувшинки бывают белые - это белая лилия и жёлтые - это кубышка. (А. Онегов, "На берегу озера", с.14, с.16, статьи о кубышке и белой лилии).

Ещё плавает на воде маленькое растение - ряска, корешки её не прикрепляются ни к чему. Подует ветер, и поплывёт ряска к другому берегу.

У берега растут тростник, камыш и рогоз. Это большие высокие растения. (А. Онегов, "На берегу озера", с.22, с.24, статьи о рогозе и камыше).

И еще есть много водных растений, это осока, стрелолист, сусак, рдест и другие. Все эти растения могут жить только в воде. Нет воды - нет и этих растений.

-          Для чего нужны эти растения? (Они выделяют кислород, очищают воду, ими питаются рыбы)

Давайте зарисуем всё, о чём мы говорили.

Вывод: Водоём - это экологическая система. Растения водоёма могут расти только в воде; это пища для рыб; они очищают воду и выделяют кислород, необходимый для жизни человека и животных.

 

Знакомство с рассказом.

НА БЕРЕГУ ОЗЕРА

Анатолий Онегов.

Мой дом стоит на берегу озера. От дома к воде ведёт дорожка. Там, где дорожка спускается к самой воде, я устроил мостки, на которых люблю сидеть и смотреть на озеро.

Большими зелёными блюдцами лежат на воде листья кубышки, а возле листьев и сам жёлтый цветок - кубышечка.

Где немного поглубже, из воды поднимают свои цветущие головки рдесты. Среди листьев рдестов снуют стайки плотвичек, а вслед за ними нет-нет да и покажется полосатый разбойник -шустрый окунёк.

Возле меня порхает синекрылая стрекоза. Она собралась было опуститься на лист кувшинки, но что-то её не понравилось, и она уселась на лист-стрелочку травы осоки, поднявшейся на берегу. Стрекоза отдыхала недолго и полетела дальше, к голубым незабудкам.

Чуть в стороне от незабудок раскрыл белокрыльник свой большой белый цветок. Рядом с белокрыльником стрелами0копьями поднялись из воды листья стрелолиста. Вот листья-стрелы вздрогнули, расплылась кружочками потревоженная вода и из воды показалась зелёная лягушка. Она принялась что-то высматривать, но ничего не высмотрела и снова скрылась.

На мостки присела весёлая птичка - трясогузка. Она раз-другой качнула длинным хвостиком, вспорхнула, поймала на лету какую-то муху и снова опустилась на доску.

Вот так каждый раз, когда задерживаюсь на мостках, попадаю я в сказку-быль, герои которой - растения, стрекозы, рыбы, лягушки и птицы, поселившиеся в воде и около неё.

Обмен впечатлениями о прочитанном.

Вывод: нужно любить природу, видеть её, наблюдать за окружающим тебя миром.

 

Закрепление учебного материала

 

Задание 1. Изобразите в тетради рисунок: цветок и пчела. Что вы можете сказать об их содружестве?

 

Задание 2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

-          А на болоте есть растения?

-          Могут ли там расти растения луга: ромашка, колокольчик и т.д.?

-          Почему - нет? (им надо много света и тепла, мало влаги, нужны насекомые)

-          Растут ли на болоте тенелюбивые растения, которым надо много влаги и мало тепла и света?

-          А что же растёт на болоте?

Учебник, с.49: статья - выписать в таблицу растения болот.

- Какое растение называют "северным лимоном" и почему? (клюкву)

ВЫВОД: в природе каждому растению "отведено" своё место. Растение растёт только там, где есть условия для его роста.

 

Итог урока

Домашнее задание.