Раздел 3 "РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ" Тема "РАСТЕНИЯ ЛУГОВ И БОЛОТ". Урок 5
Цель: Знакомить учащихся с растениями лугов и болот и их особенностями. Развивать наблюдательность, любовь к природе. Задача: Показать особенности растений, которые растут на лугах и болотах. Ход урока Погружение в урок 1. Сообщение плана работы1. Знакомство с таблицей
Таблица заполняется в течение урока. 2. Словарь ЗАЛИВНОЙ ЛУГ - расположенный рядом с рекой, весной вода заливает землю, почва плодородная. СЕНОКОС - косьба травы на сено. ПАСТБИЩЕ - место для выгула скота. СКОТ - домашние животные: коровы, овцы, козы и т.д.
Работа над темой урока 1. Работа по книге Зачитывается отрывок из книги Б.Вовка "Где, где, цветок, живешь?" Вопрос детям: "Где растут цветы?" (лес, поле, луг, горы и т.д.). Сегодня мы поговорим о растениях луга и болота, но сначала разберем значение слов, которые нам встретятся. Из учебника (с.47) нужно выписать названия растений. Зачитывается стихотворение Г.Лагздынь "Что растет", организовывается работа по прочитанному. На лугу растет: ромашка, лютик едкий, клевер-кашка! -Что еще? Гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ - как елка. -А еще? Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки, Подорожники, вьюнки, Еще много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! - Почему цветы красивые и душистые? (Цветы растут вовсе не для людей. Яркие цветы необходимы для того, чтобы привлекать к себе живые существа. - Кого? (насекомых). - Зачем? (опылять). Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. - А зачем насекомым нужно искать ароматные, вкусные цветы, садиться на них? (цветы не просто приманивают, но и кормят: одних насекомых - соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем, и другим). Бывают такие, которым нравятся одни цветы, а другие совсем не нравятся. Пример : Шмель или пчела на ландыш не сядет. Зато комару это и стол, и дом. "Львиный зев" мелкие насекомые облетают стороной: им в цветок не забраться, сил не хватает, а пчела или шмель упрётся спиной в верхнюю часть цветка, отогнёт лапками нижнюю и заберётся внутрь. Вот такое содружество у цветов и насекомых. Кувшинки бывают белые - это белая лилия и жёлтые - это кубышка. (А. Онегов, "На берегу озера", с.14, с.16, статьи о кубышке и белой лилии). Ещё плавает на воде маленькое растение - ряска, корешки её не прикрепляются ни к чему. Подует ветер, и поплывёт ряска к другому берегу. У берега растут тростник, камыш и рогоз. Это большие высокие растения. (А. Онегов, "На берегу озера", с.22, с.24, статьи о рогозе и камыше). И еще есть много водных растений, это осока, стрелолист, сусак, рдест и другие. Все эти растения могут жить только в воде. Нет воды - нет и этих растений. - Для чего нужны эти растения? (Они выделяют кислород, очищают воду, ими питаются рыбы) Давайте зарисуем всё, о чём мы говорили. Вывод: Водоём - это экологическая система. Растения водоёма могут расти только в воде; это пища для рыб; они очищают воду и выделяют кислород, необходимый для жизни человека и животных.
Знакомство с рассказом. НА БЕРЕГУ ОЗЕРА Анатолий Онегов. Мой дом стоит на берегу озера. От дома к воде ведёт дорожка. Там, где дорожка спускается к самой воде, я устроил мостки, на которых люблю сидеть и смотреть на озеро. Большими зелёными блюдцами лежат на воде листья кубышки, а возле листьев и сам жёлтый цветок - кубышечка. Где немного поглубже, из воды поднимают свои цветущие головки рдесты. Среди листьев рдестов снуют стайки плотвичек, а вслед за ними нет-нет да и покажется полосатый разбойник -шустрый окунёк. Возле меня порхает синекрылая стрекоза. Она собралась было опуститься на лист кувшинки, но что-то её не понравилось, и она уселась на лист-стрелочку травы осоки, поднявшейся на берегу. Стрекоза отдыхала недолго и полетела дальше, к голубым незабудкам. Чуть в стороне от незабудок раскрыл белокрыльник свой большой белый цветок. Рядом с белокрыльником стрелами0копьями поднялись из воды листья стрелолиста. Вот листья-стрелы вздрогнули, расплылась кружочками потревоженная вода и из воды показалась зелёная лягушка. Она принялась что-то высматривать, но ничего не высмотрела и снова скрылась. На мостки присела весёлая птичка - трясогузка. Она раз-другой качнула длинным хвостиком, вспорхнула, поймала на лету какую-то муху и снова опустилась на доску. Вот так каждый раз, когда задерживаюсь на мостках, попадаю я в сказку-быль, герои которой - растения, стрекозы, рыбы, лягушки и птицы, поселившиеся в воде и около неё. Обмен впечатлениями о прочитанном. Вывод: нужно любить природу, видеть её, наблюдать за окружающим тебя миром.
Закрепление учебного материала
Задание 1. Изобразите в тетради рисунок: цветок и пчела. Что вы можете сказать об их содружестве?
Задание 2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото) - А на болоте есть растения? - Могут ли там расти растения луга: ромашка, колокольчик и т.д.? - Почему - нет? (им надо много света и тепла, мало влаги, нужны насекомые) - Растут ли на болоте тенелюбивые растения, которым надо много влаги и мало тепла и света? - А что же растёт на болоте? Учебник, с.49: статья - выписать в таблицу растения болот. - Какое растение называют "северным лимоном" и почему? (клюкву) ВЫВОД: в природе каждому растению "отведено" своё место. Растение растёт только там, где есть условия для его роста.
Итог урока Домашнее задание.
|