На главную


Раздел 3. "РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ"

Тема : "РАСТЕНИЯ ЛЕСА". Урок 2

Цель: Воспитывать в детях понимание целостности природы во всех взаимосвязях между живыми организмами и неживой природой.

Ожидаемые результаты: 1. На основе полученных знаний дети должны научиться составлять "экологические цепочки" и объяснять их закономерность. 2. Дети должны сами увидеть в природе взаимосвязи живых организмов между собой и их связь с неживой природой.

 

Ход урока

 

Погружение в урок.

Звучит музыка (спокойная, дающая эмоциональный отдых и способствующая настроению детей на воображаемую прогулку в лес).

- Сейчас дети, мы с вами отправимся в тенистый лес. Мы будем в нем отдыхать и наблюдать за тем, что происходит вокруг. (Глаза у детей могут быть закрыты, каждый гуляет по "своему лесу"). Детям дается время вспомнить прогулки в лес, которые они совершали ранее и почувствовали в своем воображении тишину леса, пение птиц, тень деревьев и даже "рассмотреть" лесные цветы.

Чтение стихотворения

Коваленко Н.Д.

Вот лесная тропинка,

Я по тропке иду.

Мне навстречу - травинка.

Я ее обойду.

 

Как легко мне дышать,

На березы смотреть.

Очень хочется знать,

Как все это сберечь.

 

И росинку, что висит на траве,

И огромную ель, что так нравится мне,

Голубой небосвод и равнину полей

Милый край - нет картины родней.

 

Рассказы детей о воображаемой экскурсии по лесу

Дети расскажут о том, что под ногами у них была трава, цветы (колокольчики, лесная гвоздика, грушанка - это травянистые растения. Прогулка совершалась в середине июня - цвел шиповник - это кустарник. В лесу дети слышали шелест листвы - это лиственные деревья. Ветерок подул сильнее и послышался шум, это шумят верхушки сосен и елей. Обратить на это внимание. Во время экскурсии в лиственный лес послушать шелест листвы. Во время экскурсии в сосновый лес, послушать шум верхушек сосен.

Игра "Проверь себя "

Учитель демонстрирует формы растений. Дети вспоминают, где они их видели и как растения называются.

 

Строение растений.

 

1. Части растения.

После того, как учитель и дети обсудили формы растений в лесу (можно использовать соответствующие иллюстрации), их расположение "по этажам", можно перейти к знакомству с частями растений, используя иллюстрацию - схему о строении растения. Уяснив общее строение растения (корень, стебель, лист, цветок) можно рассмотреть приспособление растений к жизни.

Рассмотреть:

- корень травянистого растения

- корень кустарника

- корень дерева

Величина корня зависит от величины растения. Большой корень питает большое растение.

 

2. Условия жизни и роста растения.

Дети уже знают необходимые условия для нормального роста растений. (Почва, влага, свет, тепло).

Что дает почва растению? (питание)

Как влияет влага на растение? (переувлажнение, засуха, норма)

Для чего нужен свет растению? (сила жизни - хлорофилл, энергия солнца)

Тепло для растения (привести пример богатства растительного мира, по сравнению с экватором, северной части планеты).

 

3. Что кому нужно?

Игра "Проверь себя"

Установить простейшие связи.

Лес - дом для птиц, зверей; в лесу они питаются, растут, размножаются.

Лес - богатство для человека.

Лес - крупная экологическая система, в которую входит много других, более мелких экологических систем.

Работая со схемой "Что кому нужно?" или "Кто кому нужен?", "Все нужны всем", дети устанавливают простейшие взаимосвязи в "лесу".

Это делается для того, чтобы расширить понимание детьми термина "экосистема", научить отыскивать связи живых организмов друг с другом и неживой природой. На следующих уроках, схема становится более глубокой и подробной, насколько это возможно сделать в первом классе (учитель исходит из специфики класса и возможностей детей).

Дальнейшее развитие понятия "экосистема" происходит на примере водного объекта. Предложите детям выявить возможные взаимосвязи для реки, изображение которой можно взять из книги (учебника) или воспользоваться крупной иллюстрацией на доске.

Составляя такие отдельные схемы и потом соединяя их (ибо отдельно в жизни они не "работают"), мы получаем более глубокие понятия экосистемы.

Составление схем может осуществляться по группам.

Каждая группа работает над определенным заданием, а затем складывается система и устанавливаются связи между группами.

 

Проверка знаний. Игра "УЗНАЙ МЕНЯ"

Картинки с изображением растений леса перевернуты.

Ученик берет любую картинку и рассказывает о том растении, которое там изображено.

Домашнее задание

Перечислить растения 1 этажа (можно нарисовать и сказать о пользе этого растения).