На главную


Раздел 2 "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ"

Тема "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА". Урок 3 (Вариант 2)

 

Цель: Знакомить детей с живой и неживой природой. Расширять

круг знаний детей.

Опорные точки урока: 1. Классификация Природы. 2. Царство живой

Природы. 3. Признаки живой Природы. 4. Связь живой и неживой

Природы. 5. Человек и живая Природа.

 

Ход урока

I. Человек- часть живой Природы

Представьте, что у нас есть несколько карандашей. Разделим их на группы или классы, причем так, чтобы попавшие в одну группу или класс были чем-то похожи друг на друга. Карандаши можно разделить по цвету. Тогда в первую группу попадут, например, все красные, а во вторую - все синие, в третью - все желтые. Дальше можно разделить все синие карандаши на подгруппы в зависимости от размера. То, что мы сейчас сделали, называется классификацией.

Можно классифицировать и Природу.

Природу разделили на ЖИВУЮ и НЕЖИВУЮ. Оказывается, в Мире живой природы уживаются 4 царства: животных, растений, грибов и бактерий.

Что общего между обитателями этих царств?

Общее то, что в основе строения всех обитателей лежат живые клетки.

У всех обитателей есть общие признаки жизни.

Таблица на доске:

 

 

ПРИРОДА

 

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ

 

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ

ЦАРСТВО ГРИБОВ

 

ХИЩНЫЕ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

 

ВСЕЯДНЫЕ

 

 

ТРАВОЯДНЫЕ

 

2. Признаки живой Природы.

 

1. Живые организмы дышат.

2. Все живое движется.

3. Живые организмы питаются.

4. Живые организмы растут и развиваются.

5. Живые организмы размножаются.

6. Живые организмы умирают.

Подумаем, как связаны, и связаны ли вообще, живая и неживая Природа.

 

Растения

воздух (углекислый газ, кислород)

вода (корнями впитывает воду)

земля (почва, корни)

солнце (тепло, свет)

Животные

воздух

вода

по земле

солнце (греет)

луна (светит ночью)

растения

Человек

воздух

вода

земля

Солнце

растения

животные

 

1.      Закрепление

 

Что произойдет, если исчезнет какой-то один фактор неживой природы?

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух - три ее основы.

- Когда-то были такие птицы - странствующие голуби, сейчас нет ни одной птицы. Но мы живем. Правда, мир наш стал беднее без этих птиц.

- Но если исчезнут:

вода, то ......

земля, то .....

воздух, то .....

солнце, то......

Вывод: Если исчезнет какой-то фактор неживой природы, не будет жизни на земле.

Трудно себе представить, что все это вдруг исчезло бы, как это случилось со многими животными и растениями.

А что произойдет, если исчезнут все: - растения - животные - человек ?

Подумайте: человек ставит себя выше, чем все остальное, созданное Природой. Он (человек) рвет, убивает, собирает, ломает.

Могут ли животные и растения обойтись без человека?

Может ли человек обойтись без растений и животных?

Вывод: Человек - маленькая частичка Природы, которая тоже должна подчиняться законам Природы.

Посмотри вокруг, приведи примеры, как связаны друг с другом тела живой и неживой природы:

Лес - река , бабочка - цветок, дерево - почва, солнце - растения .

 

Игра: Отгадай загадки

 

ЗАГАДКИ:

Цвет красивый золотой у сестричек,

Нет хвостов и нет ушей у ..... (лисичек)

Стоит Антошка на крепкой ножке,

В бор пойдешь, его найдешь. (гриб)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (желудь)

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок,

Белые реснички. (ромашки)

Глаза на рогах,

А дом на спине. (улитка)

В воде родится,

А воды боится. (стрекоза)

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (рыба)

 

Итог.

Домашнее задание

 

Нарисовать на альбомном листе схему взаимосвязи живой и неживой природы.