Раздел 2. "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ" Тема: УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Урок 1
Цель: Знакомить детей с условиями, которые обеспечивают существование на Земле всего живого. Задачи: Закрепить понятия о живой и неживой природе.. 2. Воспитывать любовь к своему дому - планете Земля. 3. Активизировать мысль учащихся на самопознание мира природы. Оборудование: глобус, карта, теллурий, атлас "Мир и человек", картины природы.
Ход урока Погружение в тему урока На этом уроке у учителя очень важная задача - "вывести детей в космическое пространство" и посмотреть на нашу планету со стороны, объяснить себе многие явления, которые обеспечивают нам жизнь на планете Земля. Не менее важная задача - "благополучно" вернуться на Землю, т.е. к понятиям, которые сформированы у детей на основании жизненного опыта. Показать детям связь большого и малого, близкого и далекого. Эта задача не может быть выполнена на одном уроке, это нужно делать в системе. Звучит музыка и стихи: Коваленко Н.Д. Дом - это крыша над головой, Дом - это улица, двор, где хорошо нам с тобой. Дом - это город, в котором ты живешь. Дом - это государство, его Россией зовешь.
Дом - это наша планета Земля, На которой прекрасны леса и поля. В этом доме мы с вами живем, День поработаем, ночь отдохнем.
Утро приходит, солнце встает, Так год за годом время идет. Для меня в этом мире нет непогоды. Хочу изучать я законы природы.
Я с любовью и радостью мир принимаю. Я частица его, я его понимаю! Я знаю, что рожь поспевает, чтоб ею питались, Чтоб все, кто живут, здоровы остались.
И свежесть воды и воздуха свежесть, Внимание, любовь и людская нежность. И шелест травинки и желтенький лист, И солнечный зайчик весел, лучист.
Таежный ручей прозрачен и чист, И именно здесь слышен птиц пересвист. Так значит ручей нужен и птице? Да, это все правда, это не снится!
А мне, человеку, нужна красота, Как птице в полете нужна высота. Себя ты законы заставь изучить, Чтобы природу потом не лечить.
Чтобы жить по законам природы Их нужно, конечно же, знать! Нужны для этого годы и годы, Чтобы частицей ее себя ощущать!
Вопросы: Что ты понимаешь под словом "дом"? Какие слова в стихотворении говорят о законах природы? Какие условия необходимы для человеку для жизни? Главная мысль направлена на воспитание бережного отношения к природе, осознания того, что человек часть природы. Это главная точка опоры не только этого урока, но и любого раздела и темы, в целом экологического образования школьников. Разнообразие форм работы в этом направлении так же велико, как разнообразие окружающего нас мира. Это могут быть примеры из жизни в прозе, в стихах; экологические задачи, детские сочинения; использование описаний, схем, рисунков, игр, викторин и так далее. Живая и неживая природа Дети используют в работе полученные ранее знания. Живая природа - это все, что растет и размножается. (Используются картины). Составными частями неживой природы являются полезные ископаемые, вода океанов, морей, рек, любая другая вода, из элементов неживой природы складывается рельеф местности. Человек - часть живой природы. 1. Установим необходимые условия жизни человека на Земле. Это прежде всего свет, тепло, влага, воздух, питание. 2. Связь человека с природой и зависимость его от природы можно изобразить схемой:
На этом уроке можно использовать картину, с которой работали на итоговом занятии по теме "Мой дом". На картине должна быть показана естественная природа и естественное равновесие в природе и, как противовес, изображение, где природа отравлена, дымятся заводские трубы, отходы производства поступают в реку. Как результат - нарушение здоровых, естественных связей, и появление цепочки связей, нарушающих природный баланс. Более детальное рассмотрение картин дает новые примеры взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природой, что дает толчок для новых размышлений в данном направлении.
Природные комплексы (большие и малые) 1. Аквариум в классе - это маленький комплекс, или экосистема (вода, водоросли, рыбки, ракушки, улитки). 2. Река, море, океан - природные комплексы, природные экосистемы.
Домашнее задание Подумать над вопросом: "Что нужно, чтобы жить?" (воздух, вода, тепло, холод, лед, свет, дом)
|