На главную


Раздел 2. "УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ"

Тема: УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Урок 1

 

Цель: Знакомить детей с условиями, которые обеспечивают существование на Земле всего живого.

Задачи: Закрепить понятия о живой и неживой природе.. 2. Воспитывать любовь к своему дому - планете Земля. 3. Активизировать мысль учащихся на самопознание мира природы.

Оборудование: глобус, карта, теллурий, атлас "Мир и человек", картины природы.

 

 

 

Ход урока

Погружение в тему урока

На этом уроке у учителя очень важная задача - "вывести детей в космическое пространство" и посмотреть на нашу планету со стороны, объяснить себе многие явления, которые обеспечивают нам жизнь на планете Земля. Не менее важная задача - "благополучно" вернуться на Землю, т.е. к понятиям, которые сформированы у детей на основании жизненного опыта. Показать детям связь большого и малого, близкого и далекого. Эта задача не может быть выполнена на одном уроке, это нужно делать в системе.

Звучит музыка и стихи:

Коваленко Н.Д.

Дом - это крыша над головой,

Дом - это улица, двор, где хорошо нам с тобой.

Дом - это город, в котором ты живешь.

Дом - это государство, его Россией зовешь.

 

Дом - это наша планета Земля,

На которой прекрасны леса и поля.

В этом доме мы с вами живем,

День поработаем, ночь отдохнем.

 

Утро приходит, солнце встает,

Так год за годом время идет.

Для меня в этом мире нет непогоды.

Хочу изучать я законы природы.

 

Я с любовью и радостью мир принимаю.

Я частица его, я его понимаю!

Я знаю, что рожь поспевает, чтоб ею питались,

Чтоб все, кто живут, здоровы остались.

 

И свежесть воды и воздуха свежесть,

Внимание, любовь и людская нежность.

И шелест травинки и желтенький лист,

И солнечный зайчик весел, лучист.

 

Таежный ручей прозрачен и чист,

И именно здесь слышен птиц пересвист.

Так значит ручей нужен и птице?

Да, это все правда, это не снится!

 

А мне, человеку, нужна красота,

Как птице в полете нужна высота.

Себя ты законы заставь изучить,

Чтобы природу потом не лечить.

 

Чтобы жить по законам природы

Их нужно, конечно же, знать!

Нужны для этого годы и годы,

Чтобы частицей ее себя ощущать!

 

Вопросы: Что ты понимаешь под словом "дом"? Какие слова в стихотворении говорят о законах природы? Какие условия необходимы для человеку для жизни?

Главная мысль направлена на воспитание бережного отношения к природе, осознания того, что человек часть природы.

Это главная точка опоры не только этого урока, но и любого раздела и темы, в целом экологического образования школьников. Разнообразие форм работы в этом направлении так же велико, как разнообразие окружающего нас мира. Это могут быть примеры из жизни в прозе, в стихах; экологические задачи, детские сочинения; использование описаний, схем, рисунков, игр, викторин и так далее.

Живая и неживая природа

Дети используют в работе полученные ранее знания. Живая природа - это все, что растет и размножается. (Используются картины). Составными частями неживой природы являются полезные ископаемые, вода океанов, морей, рек, любая другая вода, из элементов неживой природы складывается рельеф местности.

Человек - часть живой природы.

1. Установим необходимые условия жизни человека на Земле.

Это прежде всего свет, тепло, влага, воздух, питание.

2.      Связь человека с природой и зависимость его от природы можно

изобразить схемой:

 

 

На этом уроке можно использовать картину, с которой работали на итоговом занятии по теме "Мой дом". На картине должна быть показана естественная природа и естественное равновесие в природе и, как противовес, изображение, где природа отравлена, дымятся заводские трубы, отходы производства поступают в реку. Как результат - нарушение здоровых, естественных связей, и появление цепочки связей, нарушающих природный баланс.

Более детальное рассмотрение картин дает новые примеры взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природой, что дает толчок для новых размышлений в данном направлении.

 

Природные комплексы (большие и малые)

1. Аквариум в классе - это маленький комплекс, или экосистема (вода, водоросли, рыбки, ракушки, улитки).

2.      Река, море, океан - природные комплексы, природные экосистемы.

 

Домашнее задание

Подумать над вопросом: "Что нужно, чтобы жить?" (воздух, вода, тепло, холод, лед, свет, дом)