На главную


Раздел 1. "МОЙ ДОМ"

Тема 2. "КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМА". Урок 2.

 

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием типов жилища человека.

Задачи: 1. Расширить знания детей о роли и значении для человека постройки жилья. 2. Познакомить детей с разнообразием видов домов.

3. Познакомить детей с историей застройки г.Томска.

Ожидаемые результаты: Ученики должны уяснить, что по способам постройки и использованию строительных материалов дома бывают разные: панельные и многоэтажные, кирпичные, деревянные.

Оборудование: Учебное пособие Д.И.Латышина "Живая Русь", книга I. Детские рисунки на тему "Мой дом".

 

Ход занятий

 

Урок желательно проводить на местности, где есть дома разного типа, чтобы могли сравнить материал, внешний вид дома. Следует объяснить те изменения, которые произошли в связи с изменением русла реки Томь, рассказать о первых построениях г. Томска в связи с природными условиями. (Постройки велись в основном вдоль реки. Отсутствие водопровода, плодородие земель явилось главным условием для строительства домов вдоль реки).

Проверка домашнего задания

 

Ученик рассказывает по своему рисунку о своем представлении о доме, в котором он живет или будет жить. Возможно, он отыщет на данной местности дом, который похож на тот, который он сам нарисовал.

Ученик рассказывает:

- какое отопление в доме;

- из какого материала построен дом;

- почему он выбрал для постройки дома этот материал;

- в какой местности будет построен дом?

 

Застройка города Томска

 

1. Обратить внимание на старинные дома Томска, на их резные узоры и подобрать слова, которые их ярко бы характеризовали. (Терем, теремок, замок, светлица, дворец, двор). Какие из данных слов можно употребить для описания старинных домов (привести конкретные дома на местности, на открытке). Урок, на котором дети имеют возможность рассмотреть дома на данной конкретной местности, не ограничивается этим. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели в деревне, в других городах. Происходит воспроизведение в памяти наиболее ярких детских впечатлений, расширяется круг знаний детей о доме, в котором они живут.

2. Рассмотреть окружающую нас местность и охарактеризовать ее (ровная, холмистая, низкая относительно какого-то участка или высокая).

К примеру, наша школа находится в микрорайоне "Каштак". Что означает это слово? Каштак - гора. (Учитель приводит историческую справку данной местности и сравнивает с районом Черемошники). Впоследствии это может быть использовано при знакомстве с понятием "овраг".

При осматривании данной местности можно опираться на знания детей об особенностях сельской местности для сравнения ее с городской, заметить отличия.

3. Вспомнить слова, которые можно употребить, говоря о доме, местности, где мы живем.

Дом, домище, домик, пещера, жилище....

Терем, теремок, светлица, замок.....

Гора, возвышенность, низменность, болото, озеро, овраг, река......

Работая по расширению знаний у детей о месте, где они живут, учитель постоянно говорит о значимости человека на конкретной местности, на Земле.

4. Всегда ли нам нравится на улицах города? Подвести детей к выводу, что очистка территории, посадка деревьев, соблюдение порядка в любом месте района, города, улучшает условия жизни самого человека.

 

Проверка знаний

Игра "Город или деревня"

 

1. Учитель называет слова, а дети говорят, где эти предметы или постройки можно увидеть чаще ( в городе или в деревне).

Город Село, деревня

Изба, многоэтажный панельный дом, колодец, водопровод, избушка, печка, отопительная батарея, баня, двор, огород, проспект, университет.

2. Задание группе: объяснить роль жилища для человека, показать взаимосвязи живой и неживой природы (дети работают с рисунками).

Из какого материала построен дом? (печь топится, дрова, деревня).

Для чего человеку нужен дом?

Где построишь дом? (около болота или на пригорке).

Чего на этом рисунке не хватает? (колодец).

 

Итог урока.

Коваленко Н.Д.

Родина любимая, как ты хороша!

Отдыхаю здесь я и поет душа!

И в краю далеком грустно мне порой,

Не хочу расстаться, милая с тобой.

Вот береза старая, я ее люблю,

О березке песенку часто я пою.

Из окна виднеется улица моя,

Не маните вы меня, дальние края.

Объясни, для чего нужно это человеку?

Из набора слов выбери нужные: жилище, пища, вода, тепло, лес, растения, холод, дождь.

Домашнее задание:

Подумать над вопросами: а) Какие бывают дома? б) Какой дом лучше? в) Для чего человеку нужен дом? г) Условия жизни в нашем доме.