<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Природная суть одежды

Внешний облик, красота руссов всегда вызывали восторженные отклики у купцов и путешественников. Они обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, горделивую осанку, яркий румянец, русые волосы и спокойный характер. Красота внешняя и духовная воспета в русских сказках, былинах, в народных песнях. Народный костюм подчеркивает все эти национальные качества, подчеркивая природный дар видения красоты. Умелый, подбор ткани, орнамента, силуэта, форм деталей, цвета придают одежде концентрированую силу вещи. В такой одежде чувствуешь себя уверенно, легко, радостно. Одежда славян имеет и свои главные отличительные черты: свободный покрой, расширенные книзу подолы и рукава, напоминающие образ птицы. Лебединые рукава присутствуют почти у всех женщин в сказках. Именно женщина умела сотворять чудеса на земле и именно она сотворяла и одаривала, стоило ей только "рукой махнуть". Ритм геометрических деталей дает костюму характер уровновешенности и надежности. Русский костюм всегда богато украшен: вышивкой, мехом, серебряной и золотой нитью, жемчугом. Излюбленные цвета - контрастные, которые поддчеркива-ют силу стихии. Неотъемлемая часть мужского костюма - пояс. В женском костюме решает всю композицию и головной убор. Одежда предков не сковывала движений, была легкой, нежаркой и в то же время достаточно теплой и укрывала от непогоды

ТКАНИ. Самой распространенной тканью был лен - растительное волокно. Грубое и толстое льняное именовалось "волотой", "толстиной". Грубую ткань любого происхождения могли назвать "сермяги" и "армячины". Толстая шерстяная ткань - "суконная". Тонкие, отбеленные льняные полотна имеют несколько названий: "бель", "белье", "тончица", "частина". Бельем и куньими мехами долгое время расчитывались вместо денег. "Много даст дабы брату своему златом, серебром, конми, оружием, аксамитами, поволоками и белью".

Ткани из шерсти - "посконные" "замашные", "замашковые". Для зимы одежды шили из "цатры" - тканей из козьего пуха. В летописях и берестяных грамотах имеются и другие названия шерстяных тканей: водмол, опона, орниць, ярига, сукно. Шерстяная ткань давала не только тепло, прикосновение ее энергии лечило и оберегало организм человека.

Конопляная материя получалась самой грубой и использовалась для изготовления мешков, грубой рабочей одежды, использовалась для парусов.

По торговым водным путям много на Русь приходило тканей из Византии, Ирана, Китая, с Востока и даже из Англии. Все заграничные ткани были очень дорогими, и часто их использовали для украшения нашей ткани, нашивая поверх узоры. Шелковые ткани называли брячина, водовабыль, коприна, обирь.

Аксамит - род бархата со звериным орнаментом: грифонами, львами, орлами. Рытым называли бархат с тяжелы - ми узорами. Или все импортные ткани несли одно название - "поволоки".

Полосатые тканые полотна назывались "пестрядью". Крашеные ткани и их название соответствовало цвету: бель, багрец, зелень, синота, червь.

Семена и ростки

Набивная ткань получалась за счет набойных досок, на которые наносилась краска и ударами переносилась на ткань. У мастера набивных досок - разных рисунков бывало по нескольку мешков. И с орнаментом и растительными композциями. Разноцветную ситцевую ткань старшее поколение до сих пор называет набивной тканью. Наши предки хорошо знали, какой ткани больше подходит природный краситель. Необходимо знать не только о качестве, но и об экологической пользе растений и минералов. Какие же цвета и из каких природных материалов добывали наши прародители? Излюбленный красный цвет мог получиться из зверобоя, лебеды, гречишника, сабельника, корня лапчатника, дерябки, глинистого железняка, встречавшегося в Новгороде и на юге. Лоза того же зверобоя давала коричневые оттенки. Червленых цветов добивались при помощи насекомого, живущего на корнях и листьях некоторых трав.

Зеленые нити или ткань получались от отвара обыкновенных листьев березы. Причем листья, собранные в начале лета, давали более яркую окраску.

Яркий желтый цвет - из корней конского щавеля, из купальницы, сурепки, бессмертника, купавки, серпухи, ястребинки, василька, череды, ириса, коры дикой яблони, вереска, орешника, луковой шелухи. Оранжевый цвет давали чистотел, крапива, пижма, шишки осины.

Синь готовилась из коры дуба, ясеня, цветов колокольчика и василька, ягод черники, а фиолетовый из ягод ежевики. Веселый малиновый получался из ольхи, ягод. Коричневый из ольхи и крушины. Черный давали толокнянка, таволга.

Растворы для красок готовили на хлебном квасе, на дубовом уваре, на щелоке. Если имелось ржавое железо, то оно добавлялось для укрепления и усиления цвета.

В основном старались, особенно в деревне, придерживаться основных природных рецептов. Считалось, что это полезно для здоровья. Экспериментирование на смешение цветов использовалось редко.

Спирали, завитки

Цвета в одежде выстраивались по законам триединого мира - чем ниже, тем темнее, чем выше, тем светлее, ярче, красивее.

Детскую одежду шили из старой одежды родителей, и не только потому, что она мягкая и не раздражает кожу, а также передает защитную силу, уберегает от порчи, сглаза, несчастий.

  
Наверх страницы