|
|||||||||
Природная суть одеждыВнешний облик, красота руссов всегда вызывали восторженные отклики у купцов и путешественников. Они обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, горделивую осанку, яркий румянец, русые волосы и спокойный характер. Красота внешняя и духовная воспета в русских сказках, былинах, в народных песнях. Народный костюм подчеркивает все эти национальные качества, подчеркивая природный дар видения красоты. Умелый, подбор ткани, орнамента, силуэта, форм деталей, цвета придают одежде концентрированую силу вещи. В такой одежде чувствуешь себя уверенно, легко, радостно. Одежда славян имеет и свои главные отличительные черты: свободный покрой, расширенные книзу подолы и рукава, напоминающие образ птицы. Лебединые рукава присутствуют почти у всех женщин в сказках. Именно женщина умела сотворять чудеса на земле и именно она сотворяла и одаривала, стоило ей только "рукой махнуть". Ритм геометрических деталей дает костюму характер уровновешенности и надежности. Русский костюм всегда богато украшен: вышивкой, мехом, серебряной и золотой нитью, жемчугом. Излюбленные цвета - контрастные, которые поддчеркива-ют силу стихии. Неотъемлемая часть мужского костюма - пояс. В женском костюме решает всю композицию и головной убор. Одежда предков не сковывала движений, была легкой, нежаркой и в то же время достаточно теплой и укрывала от непогоды ТКАНИ. Самой распространенной тканью был лен - растительное волокно. Грубое и толстое льняное именовалось "волотой", "толстиной". Грубую ткань любого происхождения могли назвать "сермяги" и "армячины". Толстая шерстяная ткань - "суконная". Тонкие, отбеленные льняные полотна имеют несколько названий: "бель", "белье", "тончица", "частина". Бельем и куньими мехами долгое время расчитывались вместо денег. "Много даст дабы брату своему златом, серебром, конми, оружием, аксамитами, поволоками и белью". Ткани из шерсти - "посконные" "замашные", "замашковые". Для зимы одежды шили из "цатры" - тканей из козьего пуха. В летописях и берестяных грамотах имеются и другие названия шерстяных тканей: водмол, опона, орниць, ярига, сукно. Шерстяная ткань давала не только тепло, прикосновение ее энергии лечило и оберегало организм человека. Конопляная материя получалась самой грубой и использовалась для изготовления мешков, грубой рабочей одежды, использовалась для парусов. По торговым водным путям много на Русь приходило тканей из Византии, Ирана, Китая, с Востока и даже из Англии. Все заграничные ткани были очень дорогими, и часто их использовали для украшения нашей ткани, нашивая поверх узоры. Шелковые ткани называли брячина, водовабыль, коприна, обирь.
Набивная ткань получалась за счет набойных досок, на которые наносилась краска и ударами переносилась на ткань. У мастера набивных досок - разных рисунков бывало по нескольку мешков. И с орнаментом и растительными композциями. Разноцветную ситцевую ткань старшее поколение до сих пор называет набивной тканью. Наши предки хорошо знали, какой ткани больше подходит природный краситель. Необходимо знать не только о качестве, но и об экологической пользе растений и минералов. Какие же цвета и из каких природных материалов добывали наши прародители? Излюбленный красный цвет мог получиться из зверобоя, лебеды, гречишника, сабельника, корня лапчатника, дерябки, глинистого железняка, встречавшегося в Новгороде и на юге. Лоза того же зверобоя давала коричневые оттенки. Червленых цветов добивались при помощи насекомого, живущего на корнях и листьях некоторых трав.
Цвета в одежде выстраивались по законам триединого мира - чем ниже, тем темнее, чем выше, тем светлее, ярче, красивее. Детскую одежду шили из старой одежды родителей, и не только потому, что она мягкая и не раздражает кожу, а также передает защитную силу, уберегает от порчи, сглаза, несчастий. |
|||||||||