<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Язычество

Посмотрим на слово "язычество" с точки зрения словесности. "Языки" - значит "народы". Рождается неплохое определение: религия народов Земли, народная религия. Язычество окружено, с одной стороны, тайнами многих утрат, словно затерянный и потому совершенно незнакомый мир. С другой - по природе своей чувствуем, что мы язычники, хотя давно считаемся православными. Православными мы были всегда.

"П-РА-ВОС-СЛАВ-ИТЬ" - РА - Правду - Солнце - свет восславить. Отсюда "Правь" - "Правда". Много песен, праздников, мифов соединилось с православным христианством, потому, что память народная, любовь всемирная всегда сохраняет все лучшее из всех периодов жизни человеческой.

Язычество - от слова "языки" (племена, народы). Слово "язычество" объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой различной. Язычество - религия, и близка любой другой религии уже по своей сути - веры в Бога. "Религио" - по латыни "связываю", религия - связь между Небом и Землей.

В наше время активных поисков и анализа прошлого имеется и другая версия: язычниками считались отступники от ведической культуры. Таких отступников изгоняли из своего рода и называли судрами, т.е осужденными. Эти изгои стали селиться в других местах и собираться в отдельные племена со своим образом жизни, основанном на искаженном ведическом мировоззрении. Так появились племена со своими языками. Их стали называть "иные народы, иные языки, язычники".

" С л а -вянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы, другие - в Рода и Рожаниц, третьи-в души умерших предков и в духов, четвертые - в тотемных животных-пращуров. Одни хоронили своих умерших в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им пищу. Другие сжигали "умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание. Полагали, что если тело сжечь, душа быстрее поднимется на небо и там преставится (присоединится) каждая к своей звезде (отсюда "умер", значит "преставился)" [31].

Для проведения обрядов возле богов существовали определенные места - алтари под открытым небом, чаще в виде круга, и назывались рада. Сюда приносили и жертвы богам: зерно, молоко, яйца, резали петуха, реже - быка. Человеческих жертв не было, только при обряде сжигания умершего мужа женщина имела право уйти в мир иной со своим мужем добровольно.

Обратившись к древним языческим праздникам и обрядам, мы заметим, как сильно они "пропитаны" знаниями астрологии, психологии человека.

Один из самых древних праздников - Коляда. Справлялся он, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. Это великое ежегодное явление отмечалось радостью, весельем, прославлением Коляды - молодого солнца.

Знаком нам и другой языческий праздник - Масленица, знаменующая проводы зимы и встречу весны. Зиму сжигали в образе женского чучела, звавшегося Мара или Морена. В образе чучела уничтожали холод, смерть, болезни, образ небытия и зла. Но прежде сжигали соломенного мужика - Коляду, то есть зимнее время.

На празднике Купалы - в дни самого сильного света в году - древние русы  очищались, лечились огнем и водой, соединялись с природой, собирали травы. Все в природе ликовало от силы света, и человек - как частица этой природы. Нельзя найти ни одного праздника у наших предков, не преисполненного высокого значения и любви к природе, а она взаимно одаривала знаниями и помогала строить гармоничную, радостную жизнь.

Имена богов в большинстве взяты из "Русских вед", некоторые добавлялись, а иногда со временем менялось и их значение. В глубокой древности они обозначали законы космоса, стихии и явления природы, но в переходный момент к христианству и позже значение снизилось до бытового уровня и вспоминались в народном земледельческом, солнечном календаре. Род-Творец сделался домовым, Сварог, всесильный бог, стал покровителем кузнецов, Белее, ведующий лесом, светом природных знаний, превратился в скотьего бога Волоса, Макошь - Мать Природа - стала покровительницей женских работ, Перун из бога огня и молнии превратился в бога войны. Более подробно о богах мы будем говорить ниже.

Выполнение и организация общеплеменных ритуальных действий, организация святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядового цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и эпических сказаний требовало специального жреческого сословия. За это были ответственны волхвы, чародеи, ведуны, облакопрогонители, потворы и другие.

Человеческие жертвоприношения в древней славянской религии отсутствовали, кроме мест, где было иностранное влияние, Рюген - германское и Киев - скандинавское. Кровавая жертва - удел религий, где божество злобно и его надо умилостивлять. Славяне Чернобога боялись, но ему не служили, за исключением весьма узкого круга чернобожьих волхвов. Их местом был Чернигов с его лесами. Там было и чернобожье.

Народ несколько  веков сопротивлялся и разными путями вносил язычество в христианство - путем иносказания, намека, сказки, соединял любимые священные образы языческие с христианскими. Например: к Купало добавилось имя Иоанна Крестителя и сегодня мы говорим Иван Купала. Народное мировоззрение, привычки соединились и растворились в христианстве, создав уникальный сплав - Русское Православие. Православие давно стало русским и впитало в себя все легенды прошлого, как и языческие обычаи, освещенные новым светом, а потому смысл нашего возвращения к прошлому имеет полезное историческое и генетическое значение. И то привычное понятие, что "до христианства Русь была темна и дика, и только свет веры ее просветил", сегодня уже недостаточно. Конечно, христианство принесло более мягкие нравы. Тем не менее и до христианства Русь обладала письменностью, и нравы ее были далеко не дикими, а знания - великими.

"На рубеже XII и XIII вв. устанавливается "двоеверие", то есть известное соединение языческих и православных элементов. Постепенно христианское учение и его образы были приняты, но изображались и воспевались русскими иначе, чем в других странах: мягко, легко, человечно, красиво, наполненные светом и теплом.

Религия славяно-руссов была религией течения времени, перемены сезонов, и за каждой сменой года они видели особую функцию Сварога, которую именовали Яром, Купалой, Дажьбогом, Овсеней, Сивой. Все эти божества выходили из Сварога и входили в него обратно. То же говорит и "Риг- Веда": "Единый, которого мудрые называют тысячью имен" Прокопий Кесарийский в его книге "Война с готами" говорит, что славяне "верили в Единого Бога".

Древняя религия славян - религия всемирной Жизни и Любви. Эта религия приготовила благодатную почву для христианства и, приняв новую веру, стали приспосабливать, соединять старые обычаи с новыми.

"Язычество - важный раздел развития славянской цивилизации. Без его понимания невозможно осознать проблемы и радости России, почувствовать народную культуру, разгадать древние тайны и самого себя. Ведичество, язычество нужно изучать как древнейший период нашей культуры в сплетении с другими культурами, что укрепит наш дух, даст прочность духовно-национальной почве, которая поможет выстоять в самые тяжелые моменты бытия" [32].

Сказка про курочку Рябу (с предполагаемой расшифровкой)

Жили-были Дед (мужское начало, патриархат, индивидуализм, пастушество-скотоводство) да Баба (женское начало, матриархат, община, земледелие), была у них курочка Ряба (Богоматерь, Матъ-Сва). Снесла раз курочка яичко, не простое -золотое (религия солнечного божества-Ра). Дед бил, бил- не разбил. Баба била, била - не разбила ("не раскусили", не поняли, не усвоили). Мышка (время) бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось (религия Ра была забыта). Плачет Дед, плачет Баба (без религии, идеологических установок, моральных законов), а курочка им говорит: "Не плачь. Дед, не плачь, Баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое (доступное пониманию). Снесла курочка яичко не золотое, а простое (христианство). Радуется Дед, радуется Баба, а курочка Ряба кудахчет (куда теперь?).

  
Наверх страницы