<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

В мире зверей

Народные представления о животных - часть общей мифологической картины мира. Реальные знания о животных тесно переплетаются с вымыслом, суевериями, складываясь в особую систему традиционного миропонимания.

Народная символика животных находит свое выражение в ритуальных магических действиях, занятиях и промыслах (охота, рыболовство, скотоводство, ткачество, народная медицина), в обрядах (ряжение в животных: медведя, козу), в играх, поверьях, приметах, легендах, былинах, заговорах, в малых фольклорных формах - закличках, поговорках, загадках. В русской речи народ постоянно употребляет эпитеты, сравнения, символы, относящиеся к животному миру, говорят: "Труслив, как заяц", "Неуклюжий, как медведь", "Хитра, как лиса", "Злющая, как змея".

Большинство существ наделяется женской или мужской символикой. К женским относятся ласка, куница, выдра, лягушка, божья коровка, муха, к мужским - заяц, медведь, соболь, бобр, уж, комар. Одни воспринимаются как чистые, божественные, "святые" - медведь, пчела, божья коровка, а другие как нечистые, темные - волк,

заяц, змея, мышь, вошь, блоха, оса, летучая мышь, угорь. Такое распределение породило много примет. Появление или крик возле жилья разных животных или встреча с ними в пути служит каким-либо предвестием, доброй или плохой приметой. Очень много различных примет, гаданий и ритуальных действий связано с животными, увиденными или услышанными первый раз весной.

МЕДВЕДЬ - священное животное, пращур, тотемическое существо у славян, потому его называют дедом, отцом, отчимом, матерью, бабушкой, старухой, лесовым человеком, хозяином, владыкой, царем зверей; Михаиле Иваны-чем, Потапычем, Топтыгиным, Матреной, Аксиньей, Лесным воеводой. Главного бога Велеса, ведающего лесом, представляли в виде медведя. Родство с человеком объясняется схожестью его в том, что он ходит на задних лапах, имеет сходные с человеком глаза, любимая еда, как у человека, мёд. Происхождение медведя связывается в легендах с человеком. Человек был обращен богом в медведя в наказание за убийство родителей, за отказ страннику в ночлеге, за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись, медведями стали спрятанные от бога в лес дети Адама и Евы. Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на него и собака лает, как на человека. По причине такого происхождения медведю не веле-но есть человека, а человеку - медвежатину. Нападает только в случае мщения. Любит красть девиц или женщин, чтобы те служили ему.

Существует поверье, что медведь - родной брат лешему, что он может изгнать водяного, если его провести через дом, снимает порчу, медвежья голова прогоняет нечистого от скота, колдуны на свадьбах имеют возможность превращать кого-либо в медведя, приснившийся медведь сулит свадьбу. Образу медведя присуща брачная символика, символика плодородия и плодовитости, чаще представлена в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия. На свадьбе мать невесты выходит встречать приехавших жениха с невестой в вывернутом медвежьем кожухе, чтобы жили дружно. Считалось, что женщина излечится от бесплодия, если через нее переступил медведь. С идеей плодородия связан обычай ряжения медведем на святочные и масленичные обряды.

Шерстью медведя окуривают больных от испуга, от лихорадки и от демонической болезни. Отвар из медвежатины пьют от грудных болезней. Салом натираются от обморожений, ревматизма, мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. При встрече с медведем, чтобы он не тронул, прикидываются мертвым.

ВОЛК среди зверей - один из наиболее мифологизированных персонажей. Волки считаются псами лешего. Происхождение волка в легендах связано с землей - волк слеплен чертом из глины. Он объединяется с нечистыми животными, которых запрещено употреблять в пищу, особенно близок со змеей и собакой.

Участие Серого Волка в подвигах Ивана Царевича объясняется тем, что он был его тотемом. Если бы это было не так, мертвый Иван Царевич остался бы мертвым. Возродил его, дал ему новую жизнь Серый Волк - тотем. Именно таковой и является роль тотема, ибо у него просили не обычной помощи, а превышающей человеческие возможности. Тотемическими существами были орел, сокол, бык, лошадь, медведь и другие.

Определяющим в символике волка является признак "чужой". Волк соотносится с "чужими", прежде всего с мертвыми, предками, "ходячими" покойниками. Некоторых заговорах от волка говорится, что он бывает у мертвых "на том свете", а при встрече с ним призывают на помощь умерших. Волк - посредник между этим и тем светом, между людьми и нечистой силой. Отношение волка к нечистой силе действенно. С одной стороны, нечистая сила пожирает волков. С другой стороны, волки истребляют чертей, чтобы они меньше плодились. Колдуны могут оборачиваться волком, и тогда его называют оборотнем или воколаком.

Покровителями волков и одновременно охранителями стад считают св. Георгия, св. Николая, Петра и Павла. Для защиты скота от волков соблюдают запреты, особенно в эти дни не дают ничего взаймы, не прядут на святки, не ставят изгородей, не едят мяса, не точат ножей, втыкают нож в стол или в порог, то есть все острое и шерстяное несет магический смысл.

При встрече с волком молчат, не дышат, прикидываются мертвым или наоборот шумят, кричат, пугают огнем. Были случаи, что с волком умели говорить, стоя перед ним на коленях. Когти, сердце, глаз, шерсть волка часто служат амулетами и лечебными средствами. Оберегом служит и упоминание самого имени волка, носившего имена: "зверь, серый, кузьма, бирюк, лысук". Предвещает удачу и благополучие перебегающий дорогу или бегущий мимо деревни волк. Забежавший в деревню волк предвещает неурожай. Вой волчий говорит о голоде. Множество волков или вой близко к дому предвещают войну.

Волк терпелив и вынослив, служит двум мирам одновременно, поэтому в сказках не найти преданней друга. Прирученная дикая собака всегда будет служить доброму человеку. Наверное, не зря мудрецов называют волхвами - способными видеть тот и этот мир, жизнь по законам природы дали им право носить такое имя.

Нет страха перед злом или дикостью, есть воля и любовь человека, все преобразующая.

ЗАЯЦ вносит в общую картину звериного царства свои, присущие ему одному черты. Заяц - воплощение трусости, незлобивости и быстроты. В народных представлениях заяц наделяется эротической символикой и темными свойствами. Заяц дружит с лесными духами и подчиняется Лешему. Встреча с ним ничего хорошего не предвещает. Перебежавший дорогу заяц сулит неудачу путнику; или чаще всего путник теряет дорогу. Облик зайца могут принимать и ведьмы, и колдуны, и разозлившийся Домовой. Но чаще всех в него превращается Леший или черт. Как встретится в лесу заяц, которого и пули не берут, и под ноги-то он сам бросается, верный знак - домой уходить надо.

За свою ласковую шерстку, шустрость, косые глазки заяц стал символом заигрывающего парня, влюбленного жениха. Потому весенние мужские хороводы называют "заячьими", танцы на вечерках - "заиньки", при гаданиях подблюдная песня предвещает свадьбу. О девушке, которая не может выйти замуж, говорят, что она тогда замуж выйдет, когда зайца в лесу поймает. Плодовитость зайца также хороша для свадебной темы. Не зря на свадьбе исполняют песню про зайца. Сон о пойманном зайце предвещает беременность. А детям часто говорят, что его заяц в капусту принес.

Быстро бегущий заяц сравнивается с пожаром. По этому поводу есть приметы в народе: появившийся вблизи жилья, забежавший в дом, пробежавший через село заяц служит предвестником пожара. Поверье о влиянии зайца на сон вызвано и упоминанием о зайце в колыбельных песнях. То может напасть чуткий сон, то слишком долгий сон, да еще и с открытыми глазами. Боязливость и трусость зайца объясняют тем, что у него маленькое сердце. В легенде сказано, что бог вылепил ему слишком длинные уши, а на сердце глины не хватило. Тогда бог оторвал ему хвост и сделал маленькое сердце. Его трусость упоминается в песнях и анекдотах: "труслив, как заяц", заяц - безбилетный пассажир или дезертир. Образ зайца часто встречается в обрядах, Частушках, сказках, и всякий раз необходимо правильно расшифровать смысл, который он несет.

ЛИСА - сама хитрость, она умеет заметать следы своей вороватости. Народ зовет ее кумушкой, Патрикеевной. В разговорной речи появились слова "лисить", значит хитрить, "лисой пройти", значит обвести кого-нибудь. В сказках да поучительных рассказах лиса и волка обведет, и мужика обманет. Образ лисы всегда напоминает о бдительности, осторожности и о доверчивости, которая лентяев кормит.

БЕЛКА - пушистый зверек, ставший символом живости, веселости, бойкости. Где появляется белочка, там и праздник. В сказке "О царе Салтане" белочка подчеркивает благодатную и веселую жизнь светлого сказочного города. Хотя есть приметы, предвещающие беду - если по опушкам скачет много белок, быть мору или войне.

ЛАСКА И ГОРНОСТАЙ приносят счастье и удачу.

  
Наверх страницы