Правила рисования и оформления научного рисунка

Правильно выполненный рисунок имеет самостоятельное научное значение. Изображение микропрепарата невозможно заменить описанием, даже самым подробным. Главное значение рисунка состоит в том, что он заставляет вдумываться в препарат и останавливает внимание на деталях. Запоминание: подкрепленное зрительными и моторными ощущениями, становится прочнее. Кроме того, рисунок - это не только способ запоминания научного материала, но и способ изучения и фиксации новых научных данных. При освоении курса "Анатомия и морфология высших растений" студент должен научиться изображать в виде рисунка или схемы любой анатомический препарат, любой сложный процесс органогенеза.

Научный рисунок должен быть предельно ясным и простым. Выполняется он остро отточенным карандашом или тушью. Средствами выражения могут служить только точки и линии. Оттушевка, как правило, не применяется. Также осторожно надо применять раскрашивание.

Существует два основных типа научного рисунка. На схематическом рисунке обозначают только границы тканей, а клетки не вырисовывают. Детальный рисунок воспроизводит все подробности строения объекта. На схеме можно очень быстро показать общие пропорции, соотношение и расположение тканей, разумно расходуя время и не занимаясь утомительным вырисовыванием отдельных клеток. Схемы дополняются детальными рисунками. Обычно на схеме выделяется сектор, который прорисовывается более тщательно.

Перед началом рисования продумывается расположение рисунка на листе бумаги. Как правило, рисунок целиком помещают в верхней или в верхней-левой части листа. В этом случае все подписи к рисунку располагаются под ним или справа и снизу.

Теперь можно привести важнейшие правила научного рисования:

Первое и основное из них: рисуют только то, что видят на препарате. Копирование рисунков из книг недопустимо.

Нужно стараться соблюдать пропорции между размерами органов, тканей и клеток.

Построение рисунка начинают легкими штрихами, отыскивая общие пропорции.

Рисуют только то, что необходимо для понимания препарата.

Разумно сочетают схематический и детальный рисунки.

Цветной карандаш употребляют только после того, как основа выполнена простым карандашом.

Рисунки должны быть отчетливыми, опрятными и по возможности художественными.

Рисунок должен быть закончен на занятии, а для этого нужно правильно рассчитать время.

Рисунок должен говорить, т.е. иметь пояснительные надписи.

Чтобы не загромождать рисунок все детали обозначают цифровыми индексами.

Ниже под изображением дается порядковый номер и общее название рисунка (например, Рис. 23. Строение молодого корневого окончания). Это позволяет в любое время сослаться на рисунок в тексте.

Под общим названием составляется легенда с расшифровкой цифровых индексов (например:

1 - корневой чехлик;

2- ризодерма;

3 - периблема и т.д.).

Следует особое внимание обратить на правильность написания латинских названий. Обычно указывают полное латинское название объекта, а рядом в круглых скобках приводят его русское название, например, Pinus silvestris (Сосна лесная).