Природа религии - чувство
Именно чувство, по Шлейермахеру, есть та "самобытная область"140, в которой надо искать и полагать природу религии. Объектом религиозного чувства выступает "универсум", то есть весь природно-социальный мир141, который отождествляется с Богом. "Ваше чувство, - пишет Шлейермахер, - поскольку оно
<...> выражает ваше собственное бытие и жизнь, равно как общее бытие и жизнь вселенной - поскольку вам даны отдельные его моменты, как действие в вас Бога через посредство действия на вас мира, - вот ваша религиозность"142. При этом "нет чувства, которое не было бы религиозным"143, ибо в чувстве индивид входит в непосредственное иррациональное соприкосновение с бесконечным, всеобщим, что и есть религия. Шлейермахер прямо утверждает, что "все здоровые чувства религиозны или, по крайней мере, должны быть таковыми, чтобы не быть болезненными"144.В религии человек непосредственно ощущает (переживает) причастность всего конечного (временного) бесконечному (вечному, божественному). Только религия (и в этом её подлинное значение) даёт человеку возможность непосредственно ощутить, что "всё конечное существует лишь в бесконечном и через него, всё временное - в вечном и через него"145. Шлейермахер пишет: "Искать и находить это вечное и бесконечное во всём, что живёт и движется, во всяком росте и изменении, во всяком действии, страдании, и иметь и знать в непосредственном чувстве саму жизнь лишь как такое бытие в бесконечном и вечном - вот что есть религия"146. Религия, таким образом, - это "жизнь в бесконечной природе целого, во всеедином, в Боге, - жизнь, обладающая Богом во всём и всем в Боге"147. Как видим, позиция Шлейермахера - чисто пантеистическая.
Весь мир предстаёт в такой пантеистической системе как непосредственная "данность"148. Мир (Бог) дан человеку в чувстве, которое предшествует любому отношению человека к миру: сначала мир должен быть дан, и лишь потом может возникнуть то или иное (теоретическое, практическое) отношение к нему.