Цель и принципы философии религии

Цель философии религии - познание религии в её сущности, при этом такое познание, которое сохранило бы религию как религию, не уничтожая её прямо и не превращая её ни во что другое (то есть не уничтожая её и косвенно). Такова цель вообще всякого конструктивного исследования.

Указанная цель требует определённых принципов познания. Основные принципы философского исследования религии таковы.

Во-первых, отношение философии религии к своему предмету как к чему-то реальному (то есть существующему до и помимо всякого исследования) требует утверждения принципа объективности. Указанная объективность состоит в признании того, что предмет философии религии реален, действительно существует. Это первое, начальное, коренное убеждение философии религии (точно так же подобное убеждение лежит в основании всякого познавательного усилия или процесса). Дабы возникло исследовательское обращение философии к религии, требуется допустить, что они не одно и то же (то есть допустить дистанцирование философии от религии), но в то же время, чтобы это обращение было реальным, а не иллюзорным актом, надо признать реальность предметной стороны данного обращения, то есть религии. За объективность, однако, часто пытаются выдавать отсутствие такого изначального убеждения в реальности религии; объективность представляют как полное отсутствие всяких убеждений, называя это "непредвзятостью". Такое представление об объективности несёт в себе существенную слабость. Так понимаемый "объективизм" задаёт отчуждённость исследователя от своего предмета и вынуждает редуцировать неочевидно-реальную религию к очевидно-реальным фактам частного опыта9. "Объективность" как отчуждённость, как совершенная отделённость исследователя от своего предмета делает этот предмет совершенно непроницаемым для внешнего наблюдателя.

Отсюда ясно, что наряду с объективностью, утверждающей реальность предмета философско-религиоведческого исследования, требуется, во-вторых, и некоторая причастность исследователя своему предмету. Для того, чтобы предмет не только был положен как реальный, но и был понят, требуется своего рода "субъективность" как принцип исследования. Этот принцип необходим для понимания предмета познания; он выражается как та или иная степень причастности предмету, который в этом случае становится "проницаемым" для философского умозрения и тем самым меньше подвергается "разрушению" в результате познавательного акта10. Как реальность предмета исследования требует объективности, так понимание предмета требует субъективности в указанном смысле11. Важно при этом не отдавать предпочтения ни первому, ни второму из указанных принципов, ибо целью философии религии является и не "объективное", и не "субъективное", но адекватное теоретическое описание религии.

Но такое описание есть в конце концов выражение результатов исследования на общепонятном уровне. Следовательно, существенным является ещё и требование доступности выводов философско-религиоведческого исследования. Указанное обстоятельство делает необходимым введение третьего принципа философии религии - принципа интерсубъективности, то есть (в данном случае) - требования всеобщей доступности и значимости результатов познания. Интерсубъективность предполагает, таким образом, не только понимание предмета, но и понятность этого понимания (дабы не получалось, что каждый исследователь говорит о своём и по-своему). Провести на практике этот принцип значительно труднее, чем первые два, ибо единый философский язык вряд ли возможен. Если, тем не менее, в языке, ориентированном преимущественно на европейскую ментальную парадигму, доступность выводов ещё как-то можно обеспечить, то значимость этих выводов вне той исследовательской программы, в рамках которой они достигнуты, как правило, невелика. Интерсубъективность, проведённая последовательно и до конца, требует особого рода "конфессиональности" (возможно, этим как раз объясняется "сектантский" характер некоторых философских школ, например, пифагорейской)12.

Итак, главными принципами философии религии должны быть признаны: объективность (признание реальности предмета исследования), субъективность (понимание исследователем реального предмета исследования), интерсубъективность (понятность результатов понимания исследователем реального предмета исследования). Уточним ещё раз: объективность есть полагание реальности существования предмета исследования независимо и помимо знания о нём. Субъективность есть причастность исследователя предмету исследования, неотстранённость от него. Причастность при этом вовсе не определяет реальности существования предмета познания; он существует сам, как таковой, а не вследствие того, что некто познающий ему причастен. Поэтому принцип субъективности, формально-логически противореча принципу объективности, методологически ему не противоречит13.

Преобладание в конкретной философско-религиоведческой теории (концепции) того или иного из указанных выше принципов влечёт искажение самого предмета исследования и уводит от цели познания. Опора только на объективность влечёт уничтожающую критику религии как следствие непонимания её. Опора только на субъективность лишает гносеологической перспективы, фиксирует в поле зрения лишь какую-то одну религиозную форму, сводя к ней религию вообще. И в первом, и во втором случае имеет место явный или неявный редукционизм, что противоречит цели адекватного познания религии. На такую адекватность может претендовать только такая философия религии, которая причастна религии, то есть (пришло время сказать прямо) - религиозная философия религии. Философия религии не может быть совершенно внерелигиозной, если она хочет действительно познавать религию14. В прямом виде данное утверждение прослеживается в такой философии, которая добровольно соглашается считать себя "служанкой богословия". В искажённом (извращённом) виде это положение проявляется в тех многочисленных внерелигиозных философских гипотезах, авторы которых прямо или косвенно выступают не только как исследователи религии, но и как в своём роде заинтересованные религиозные реформаторы (например, Спиноза, Кант, Фейербах, Дюркгейм, Фрейд).