Михаил Шепель рассказал о том, как развивается система ДПО

Телеграм-канал «ДПО: от буквы до цифры» открыл новый формат коммуникации и провел первую прямую трансляцию с Михаилом Шепелем, директором Института дистанционного образования ТГУ. 

Автор и редактор канала Снежана Шамсудинова предложила Михаилу Олеговичу поговорить о том, как вузы в новых демографических условиях развивают систему дополнительного профессионального образования. С какими сложностями они сталкиваются? Зачем крупным промышленным предприятиям нужно сотрудничество с университетами? И какие изменения ждут систему ДПО в ближайшем будущем?

Отвечая на первый вопрос, Михаил Шепель отметил существование в вузах сложности с позиционированием программ ДПО. Для многих университетов тема ДПО является «дополнительной» по отношению к базовому образованию. Нередко даже те университеты, у которых огромное количество промышленных партнеров, уделяют внимание ДПО по остаточному принципу.

В создании таких программ вузы привыкли опираться только на возможности собственных преподавателей, которые загружены работой со студентами и редко находят время и силы на развитие программ ДПО. Многие университеты также волнует вопрос конкуренции — есть страх вступать во взаимодействие с другими вузами или технологическими партнерами на образовательном поле.

«Университеты еще не до конца оценили возможность кооперации в виде сетевой формы организации программ ДПО для удовлетворения потребностей заказчиков образовательных услуг. Но способность вуза не замыкаться на себе — это важное конкурентное преимущество».

По словам Михаила Шепеля, развитие сферы дополнительного образования в вузах тормозится по нескольким причинам. Одна из них — отсутствие гибкости у некоторых университетов, которые пока не осознали необходимость перемен в системе ДПО. Сдерживающим фактором являются и нормативно-правовые сложности. Процессы создания образовательного продукта, его запуска и сопровождения неизбежно связаны с большим количеством документации. Работодателю нужна новая образовательная программа «здесь и сейчас», а вузу необходимо пройти весь цикл разработки программы, согласование документов с двух сторон — университета и предприятия. Из-за этого вузы иногда проигрывают в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

«Важно понимать, что по-настоящему передовое образование только там, где есть наука. Носителями передового знания являются университеты. К тому же вокруг вузов собираются промышленные партнеры, и именно здесь реализуются федеральные образовательные проекты. Эти проекты дают университетам возможность пересобрать систему ДПО, разработать новую линейку программ, привлечь партнеров из реального сектора».

Михаил Шепель рассказал о ближайшем мероприятии в Екатеринбурге, на котором будут определены основные подходы к проектированию образовательных программ по запросу промышленных предприятий. 24 апреля на экспертно-аналитической сессии ТГУ: «Как справиться с новыми вызовами рынка труда: кадровое обеспечение промышленных предприятий в современных социально-экономических условиях» совместно с руководителями крупных предприятий и представителями вузов СФО будут рассмотрены кейсы университетов, которые успешно развивают систему ДПО и реализуют ее с учетом интересов заказчиков из реального сектора экономики.

Потенциал университетов — в коммуникации с предприятиями и возможности предлагать экосистему, в которой непрерывное образование является стержнем. Многие предприятия говорят о новой индустриальной модели и необходимости формировать команды под эту модель, но есть проблема в формулировании собственного запроса — того, что нужно предприятию. Руководителям нужно понять, чему учить сотрудников, каким компетенциям, в каком объеме и с каким результатом. И у вузов на данный момент нет механизма расчета кадровой потребности под эту задачу.

«Сейчас стартует новый проект — мы прорабатываем со многими университетами вопрос о развитии такого направления, как обучение квалифицированного заказчика. Это система, где университеты помогают предприятиям и промышленным партнерам сформулировать образовательный запрос. По результатам появляется техзадание на обучение по соответствующим направлениям. И тогда университет должен уметь в короткое время собрать нужных специалистов и найти образовательную технологию под потребности конкретного предприятия».

В заключение беседы участники поддержали идею проведения на систематической основе онлайн-диалога о системе ДПО, как значимой части стратегии развития вуза. Следите за новостями канала проекта, чтобы не пропустить новый выход трансляций.

Справка:
ДПО — дополнительное профессиональное образование;
СФО — Сибирский федеральный округ.
ДПО: от буквы до цифры — телеграм-канал о непрерывном образовании в России: мнения экспертов, кейсы и аналитика. 

Смотрите также